От уличного детства к тоталитарному контролю: как сирота превратил группу ульяновских конспирологов в опасный культ
Заманивают доверчивых россиян
В ульяновском регионе есть много разных культов и сект. В феврале 2024 года арестовали лидера секты «Русская православная церковь Царская империя» Леонида Власова, который известен последователям как схимитрополит Зосима. В ноябре опубликовали кадры задержания и рассказали некоторые подробности расследования.
«Главные новости Ульяновска» вместе с социальным психологом и консультантом по выводу людей из сект и радикальных организаций Михаилом Вершининым разбирались в вопросе: чем именно заинтересовал правоохранительные органы самопровозглашенный царь и патриарх Зосима?
Не все секты одинаково вредны?
Вначале надо разобраться с терминологией. Заглянем в большой юридический словарь Вячеслава Додонова, где дается, на первый взгляд, исчерпывающее определение.
Секта – отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. Для секты характерна замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли и т.п. Термин не употребляется, кроме единичных случаев, в нормативных актах РФ.
Социальный психолог Михаил Вершинин считает, что «секта» – не совсем корректный термин из религиоведения.
Михаил Вершинин
социальный психолог
«Когда мы говорим о группах с систематическим психологическим насилием, то правильнее использовать термины «деструктивный культ», «манипулятивно-эксплуатирующая группа» и «контроль сознания», – говорит Вершинин. – Данные термины пришли к нам из западной научной школы, где проблему деструктивных культов и сект изучают разные исследовательские центры, НКО и команды ученых. И у разных наук есть собственные типологии и подходы к определению данного феномена, а научные споры о терминологии идут больше 50 лет».
Как же определяют деструктивные культы отечественные исследователи?
Деструктивные культы – группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания участников, частично или полностью осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения адептов с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы.
Но есть важный нюанс, отмеченный американским психиатром Луи Джолионом Уэстом: чтобы классифицировать социальную группу как «деструктивный культ», там не только должна присутствовать потенциальная возможность эксплуатации, но она должна применяться к представителям этой группы.
«Контроль сознания» или «промывание мозгов», «зомбирование», «насильственное убеждение», «насильственный контроль», «управление разумом», «вторичная социализация» или «реформирование мышления» – такой вид манипуляций, когда используют психологические технологии и техники модификаций поведения без осознанного согласия того человека, к которому технику применяют для контроля жизнедеятельности.
Вершинин уверен, что когда мы пытаемся разобраться в разнице между традиционными религиями, новыми религиозными движениями и деструктивными культами, то поднимаем сложную тему свободы вероисповедания, самоорганизации общества и психологического насилия.
«Если говорить про основное отличие, которое выделяют исследователи культов, то в деструктивных культах нет свободы выбора, человек тратит все время на культ, его достижения переосмысливаются в негативном смысле, – перечисляет эксперт. – У культиста появляется наставник или гуру, он отдаляется от близких людей, не может свободно покинуть группу».
По словам Вершинина, обычно в любом российском городе с количеством жителей от 300 тысяч человек есть определенный набор культов и сект, которые действуют легально или приватно.
В Ульяновске существуют и разные типы деструктивных культов, среди которых есть не только религиозные. Есть коммерческие культы, «психотерапевтические или образовательные» психокульты под видом тренинговых компаний, политические культы, семейные группы с принудительным насилием, микрокульты или как их еще называют «эксплуататорские группы». Лишь часть культов работают под видом религиозных групп, некоторые из них имеют много разных «вывесок и личин».
Кстати, в словаре Додонова говорится, что любая секта может в соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года зарегистрироваться как религиозная организация или действовать как религиозная группа, если она не наносит вреда гражданам и обществу в целом. Однако в 1990-е годы в России отмечена разрушительная роль некоторых религиозных сект, именуемых криминологами как тоталитарные.
Община конспирологов из соцсетей
Автор выпускаемой в марте 2025 года книги «Внутри секты. Почему люди попадают под влияние культов и можно ли им помочь» рассказал об особенностях «Церкви Российской Империи Зосимы».
«Некоторые исследователи отмечают особенность «Церкви Российской Империи Зосимы» в том, что она быстро распространила влияние на разные регионы России и Белоруссии, сформировала там группы и вела деятельность через мессенджеры и социальные сети, – объясняет Михаил Вершинин. – Другой отличительной чертой является то, что культ нацелен на людей конспирологического склада ума и переплетает десятки конспирологических теорий, привлекая определенные категории людей. Очень много пожилых людей попадали туда. Им находили занятие, вставляли в иерархию культа и подталкивали вовлекать близких и знакомых в подобные группы. Костяк приближенных Зосимы состоял из людей с психологическими проблемами, которые в силу возраста и здоровья крайне активны в формировании иерархии культа, распространения учения, конспирологических теорий и борьбы с инакомыслием. Условно это напоминает децентрализованное распространение запрещенных в России «Свидетелей СССР», но только рассчитано на верующих христиан, антиваксеров и конспирологов в их среде».
По словам Вершинина, организатор «Церкви Российской Империи Зосимы» Леонид Власов ведет свою деятельность давно. На территории Старомайнского района Ульяновской области его арестовали, однако Власов успел распространить влияние на территории Белоруссии, Подмосковья, Псковской области.
В отношении главных участников общины возбудили уголовное дело за публичные призывы к терроризму по статье 205.2 УК РФ и за создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан по статье 239 УК РФ. Под следствием находится несколько преданных последователей Зосимы, главный помощник Александр Кормишенко и сам Леонид Власов.
Статья 239 УК РФ устанавливает ответственность за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от гражданских обязанностей или иным противоправным деянием, а равно руководство таким объединением, участие в его деятельности и пропаганду вышеуказанных идей.
Лидер сектантов предстанет перед законом в военном суде. Однако оставшиеся на свободе последователи продолжают распространять в социальных сетях идеологию лидера, которого называют «невинной жертвой режима».
Кто вы, mr. Zosima?
Леонид Власов причисляет себя и к пророкам, и к патриархам, и к царям-императорам. В 2020 году он рассказывал о трудном детстве и пережитых невзгодах.
«Родился я в Казахстане, в Джамбуле Джамбульской области, – заявил «схимитрополит Зосима». – С детства отца практически не знаю, до пяти лет жил с матерью и в пять лет ее на моих глазах застрелили. Закопали ее, она очнулась в земле... потом, когда экспертизу делали, то нашли под ногтями грязь и песок в легких. То есть она еще очнулась в земле закопанной. Потом получилось так, что детдома, интернаты, люди чужие... То есть у меня вся жизнь шла по чужим людям. Я очень мучился от того, это моя такая туга была, что никогда не был родной. Это можно сейчас сказать, а не понять. В Питере я один семилетний остался однажды, и вот ходил по улице. Было так, что десять детей, а я – одиннадцатый – и укрывались одним одеялом... Потом бабушка забрала меня и увезла в Геленджик. Там я учился, потом переехал в Симбирскую область. У меня был родной брат. После того, как нас покрестили, его переехал КаМАЗ. Дальние родственники мою скорбь не разделяли. Моя жизнь касается в основном только меня и Господа».
С детства Власова преследовали видения. После крещения в Ульяновске, они, по словам будущего «царя», исчезли. Но неприятности продолжились.
Власова судили четыре раза, в том числе девять лет будущий кумир «зосицмовцев» провел за решеткой в Ульяновской области за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. По данным Тульской епархии, в юности Власов отбывал срок в колонии для несовершеннолетних. После тюрьмы Леонид переехал в Псковскую область, где начал восхождение в общине неканонического «иерарха» и создателя собственной псевдоцерковной группировки − «архиепископа» Сергия (Эдуарда Агеева) в деревне Терехи.
«Именно в этой общине будущий «схимитрополит» увидел, как можно с помощью интернет-проповедей и раскольнической риторики создать собственную неканоническую группу, которая даст не только известность и «священный сан», но и средства к существованию в качестве духовного «гуру» для пусть небольшой, но все-таки группы адептов», – пишет священник Павел Бочков в статье «Зосимовцы: история неканонической группы «схимитрополита» Зосимы».
С этого момента история проясняется. Самопровозглашенный патриарх, схимитрополит, царь всея Руси и «далее по списку» Зосима обзаводится собственной паствой и начинает пропагандировать конспирологическую доктрину, в основе которой – псевдоправославная риторика, царебожие, отказ от паспортов, документов, вера в разного рода откровения и видения. В совокупности они привели Леонида Власова в суд, где в итоге решится дальнейшая судьба лидера «Русской православной церкви — Царской империи»...