Маленькие молчуны: ульяновский логопед рассказала, почему ребенок начинает поздно говорить
Все чаще родители сталкиваются с проблемой, что их малыш долго не разговаривает. А когда остается всего год до школы и вместо предложений ребенок изъясняется непонятным набором звуков, родители спохватываются и начинают бегать по специалистам. О том, как можно предупредить проблемы речевого развития и когда стоит обращаться за помощью к специалисту, рассказала учитель-логопед в детском саду №258 Наталья Владимировна Шмакова.
Наталья Владимировна более 27 лет работает с детьми раннего и дошкольного возраста, особое внимание уделяет детям с ограниченными возможностями здоровья. В своей статье «Подходы к проблеме взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющими риск возникновения нарушений речи», которая была удостоена диплома первой степени во всероссийском конкурсе, Наталья Шмакова описала опыт работы с родителями воспитанников с нарушениями речи.
– Всем ли детям нужен логопед?
– Конечно же, не всем детям нужен логопед. Но практически всем родителям нужна консультация такого специалиста.
– С какими речевыми нарушениями у детей вы чаще встречаетесь?
– В основном это неправильное произношение, замена или перестановка звуков. Кроме того, много детей с нарушением фонематического восприятия, это когда ребята не различают на слух звуки.
У нас растет молчаливое поколение. Дети не получают достаточного общения с родителями. Часто наблюдаю, что, идя в детский сад, мама или папа смотрят в телефон и молча ведут ребенка за руку. А ведь даже за этот короткий промежуток можно поговорить о времени года, спросить, какого цвета листочки.
– Есть ли какие-то нормы и стандарты, по которым логопеды оценивают ребенка?
– Я все время говорю, что и в год, и в два у ребенка должна быть речь. Сначала это простые слова: мама, папа, дай. Потом короткие предложения. Если ребенку три года, а он молчит, мы бьем тревогу. Но я часто наблюдаю обратное. Бывает, что родители говорят, у нас папа или мама поздно заговорили, а сейчас все в порядке. Это легкомысленное суждение.
– Расскажите, как родители могут помочь ребенку заговорить.
– Для этого нужно то, чего больше всего не хватает родителям, это – время. Общаясь со своим чадом, важно не просто разговаривать, а демонстрировать образец правильной речи. Второй момент: всегда говорить спокойным голосом, проговаривая слова, чтобы они не сливались.
Хочу предостеречь родителей от сюсюканья с детьми. Как бы ни хотелось умилиться на своего малыша, нужно все-таки показывать образец правильной речи.
Детям до 5 лет не рекомендуется смотреть на экраны. Но если все же решили посмотреть мультфильм, то обязательно вместе с родителями. А после просмотра обсудить главных героев, чтобы был эффект педагогического воздействия.
– Какие приемы для занятий по развитию речи посоветуете родителям?
– Нужно помнить, что занятие проходит гораздо интереснее в игровой форме с включением сюрпризных моментов.
Дети 3-4 лет верят в чудеса и волшебные персонажи. Ребятам постарше создаем другую мотивацию для выполнения заданий, например необходимость кому-то помочь. Не забудьте поощрить ребенка, например наградите звездочкой.
Пальчиковую гимнастику малышам проводят под веселые стишки и потешки. Для детей постарше рекомендую мячик су-джок. Прокатывая в руках колючий шар, также проговариваем стишки.
Если говорить о применении артикуляционной гимнастики, то я рекомендую родителям не только показывать упражнения на себе, но также посмотреть картинку, как это же упражнение выполняет какой-то любимый персонаж.
Настя Соколова
Фото предоставлено спикером