Страничка автоблогера. Плюсы и минусы реформы ОСАГО
Один из животрепещущих пунктов реформы обязательного страхования - отказ от денежных выплат.
Сразу хочу предупредить читателей, что сегодняшние размышления будут как братская могила - много мыслей свалено в одну большую кучу.
Итак, начнем.
Для тех, кто не в курсе: согласно реформе ОСАГО предполагается отказаться от денежных выплат потерпевшим в ДТП и заменить их ремонтом на СТО. По сути, если автомобиль поврежден в аварии, то потерпевшему нужно, чтобы он опять стал целым (исправным), то есть необходимо ликвидировать ущерб. Но на деле не все так просто: многие автомобилисты выбирают именно денежное возмещение ущерба, запрашивая повышенные компенсации, а по факту ограничиваются лишь дешевым ремонтом. А в ряде случаев вообще не восстанавливают автомобиль после ДТП. Как бы то ни было, эти люди пытаются “заработать” на страховом случае. Про тех, кто организует автоподставы и кормится этим, я не говорю - про них отдельная тема. Я имею в виду среднестатистических водителей, которые в ДТП попадают редко и непреднамеренно.
Сейчас интернет и заборы пестрят объявлениями автоюристов, которые помогают автомобилистам отсудить причитающуюся на ремонт сумму. Эдакие “юридические вышибалы”. Хотя их появление тоже было закономерным - это ведь “ответная реакция” автомобильного общества на заниженные выплаты со стороны страховых компаний. И обвинять автоюристов в каких-то грехах я считаю крайне неправильным. Как говорится, здесь сработала “причинно-следственная связь”! Была причина в виде низких выплат - возникло следствие в виде автоюристов. А теперь страховые компании “плачутся”, что итоговые выплаты после судебных исков превышают их доходы от страхования.
Итак, по реформе ОСАГО мне, как потерпевшему, не будут выплачивать деньги, а будут ремонтировать машину на какой-то СТО из числа “партнерских” для моей страховой компании? Ну я как бы не против, лишь бы ремонт был качественным. А то ведь может получится так, что страховая ради снижения затратной части начнет заключать договора с дешевыми мастерскими. Как говорится, качество кузовного ремонта проявляется лишь через несколько месяцев, а к тому времени все акты выполненных работ будут подписаны. И если у меня через пару месяцев начнет слезать краска с пластикового бампера или проявляться ржавчина в местах сварки, то доказать кому-то что-то будет нереально. Пусть даже закон о защите прав потребителей будет на моей стороне, но все ли захотят заморачиваться на это, особенно, если был ремонт царапины на 500 рублей? Хотя не исключаю такую вероятность, что страховые компании будут “бороться” за клиента и проведут жесткий кастинг среди СТО. Хотя опять-таки не забывайте, в какой стране мы живем. Репутация - это вещь специфическая, а если наложить понятия долгосрочной и краткосрочной перспектив, то может получиться вот какой расклад: вначале ремонт будет качественным, чтобы наработать репутацию, а потом - “как всегда”. Причем “партнерская” СТО может быть хорошей, но когда им начнут сваливать 150% загрузки мощностей, то качество может упасть. Ну а когда произойдет отток клиентов, то снова будут бороться за качество. И эти колебания “синусоиды” будут измеряться годами. Повезет лично вам и мне оказаться на “пике” качества или в “яме” - заранее не угадаешь.
Хотя не исключается такое развитие событий, что я, как автовладелец, еще на стадии покупки ОСАГО буду выбирать, на какую СТО направят мой автомобиль, если он пострадает при ДТП. Главное, чтобы выбор не ограничивался двумя-тремя пролоббированными автосервисами.
Чуть не забыл про моральный ущерб. По нынешней схеме, когда я получаю на ремонт деньги, то я сам себе формирую некую “моральную компенсацию”, сэкономив на ремонте. А если будет ремонт на СТО, то про “мораль” можно забыть. Хотя я, как потерпевший в ДТП, вначале трачу нервы, потом трачу время, если машина зависла в ремонте, то еще и деньги на альтернативный транспорт (кто-то и на маршрутке поездит, а кому-то машина необходима для работы и придется ездить на такси). В общем, эти затраты, которые обычно по-умолчанию проходят как “моральная компенсация”, после реформы могут остаться в стороне. Ну ведь бред получается, если рассмотреть ситуацию детально: еду я на своей машине, никого не трогаю, ПДД соблюдаю, а тут мне какой-то олень влетает в бочину. И я месяц без машины! Да еще и в существенном минусе могу оказаться из-за длительного ремонта на “партнерской” СТО. Кстати, а ремонт реально может оказаться длительным, так как, повторюсь, есть вероятность, что СТО будет завалена страховыми ремонтами.
В общем, если после реформы ОСАГО новая система будет работать как швейцарские часы, то я не против этой реформы. В своей основе всё придумывается вроде бы логично. Лишь бы не получилось “как всегда”...
Фото с сайта vk.com/act54