Мелочей не бывает. На что ульяновцам обратить внимание при приёмке квартиры в новостройке?
Корреспондент сайта «Главные новости Ульяновска» побеседовал с Денисом Литвиновым, начальником отдела по защите прав потребителей Государственного юрбюро, членом Ульяновского реготделения Ассоциации юристов России.
«Документы покажите!»
В-первую очередь, Денис Литвинов советует не подписывать документы о приёмке квартиры в новостройке до осмотра нового жилья.
Денис Литвинов
Начальник отдела по защите прав потребителей Государственного юрбюро
Существует акт приема-передачи квартиры – это тот документ который, удостоверяет состояние жилплощади на момент передачи её покупателю. Он необходим для того, чтобы в будущем между сторонами не возникло претензий по качеству сданного жилья. Кроме того, именно подписание акта является завершающим этапом заключенной сделки купли-продажи.
Акт приема-передачи подтверждает факт отсутствия у сторон взаимных претензий. А если у вас при осмотре нового жилья возникнут претензии по качеству, вы не сможете их предъявить, так как уже подписан документ, говорящий о том, что у вас претензии отсутствуют.
Гляди в оба
По словам нашего собеседника, когда вы принимаете квартиру в целом, то нет мелочей, на которые не стоит обращать внимание.
Осмотр начинается с мест общего пользования. Подъезд относится к совместному имуществу, и, если в нем есть недочеты, их можно смело записывать и добиться устранения.
Денис Литвинов
Начальник отдела по защите прав потребителей Государственного юрбюро
При приобретении квартиры её собственник получает и долю в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома (ст.36 ЖК РФ, ч.5 ст.16 214-ФЗ). Поэтому собственник одной квартиры может предъявить от себя претензию застройщику об устранении дефектов общего имущества дома.
Ульяновцы, которые уже перебрались в новые квартиры, дали несколько советов, что брать собой на осмотр долгожданных «метров».
Наши собеседники отметили, что договариваться о встрече с представителями застройщика лучше днем - будет легче оценить состояние квартиры. Можно прихватить фонарик (хотя сейчас у многих он есть в сотовых телефонах), чтобы увидеть все темные углы.
Пригодится мел и блокнот с ручкой, чтобы записывать недочеты, если таковые обнаружатся. Кроме того, листком бумаги можно проверить, работает ли вентиляция. Мелом можно будет обвести недочеты на полу или стенах, если они будут иметь место быть.
Дешевый электроприбор поможет проверить исправность розеток. С помощью лампочки можно убедиться в работе цоколей.
Лазерный дальномер, уровень (или рулетка и отвес из нитки и болтика) могут измерить площадь комнат и определить, ровные ли стены.
Стоит обратить внимание на площадь квартиры на плане и по факту; «правильность» двери (должна свободно открываться и закрываться); стяжка пола должна быть горизонтальной (уровень в помощь), в полу не должно быть воздушных пузырей (можно простучать молотком или каблуками); стены должны быть ровными; на потолках недопустимы трещины, пустоты и явные перепады на стыках; при осмотре окон нужно убедиться в целостности стеклопакетов и элементов окна, они должны открываться и закрываться без проблем.
Кроме того, нужно проверить электрику, канализацию, вентиляцию и отопление.
«Тогда вернём вам деньги»
Конечно, если обнаружены существенные недостатки, квартиру принимать нет смысла.
Денис Литвинов отмечает: что именно относится к категории «существенных недостатков» в правовых актах не оговаривается, но наличие таких недостатков делает проживание в квартире невозможным.
Денис Литвинов
Начальник отдела по защите прав потребителей Государственного юрбюро
В п3. ст.7 федерального закона 214 оговорено, что покупатель, при обнаружении во время приемки существенных несоответствий, делающих жилье «непригодным для предусмотренного договором использования», может даже отказаться от исполнения договорных условий и потребовать от застройщика возвращения денег и уплаты процентов.
Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Начальник отдела по защите прав потребителей Государственного юрбюро отмечает, что настаивать на каком-либо пункте застройщик не имеет права, право выбора остается за потребителем.