Японские эксперты оценили работу УАЗ по повышению эффективности производства
Это визит стал уже четвёртым за 2017 год. Специалисты Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (ROTOBO) полностью изучили и оценили производственный цикл автозавода для того, чтобы разработать рекомендации по повышению качества продукции.
История взаимовыгодных деловых отношений автозавода и ROTOBO началась в 2016 году на самом высоком уровне. Документы о различных совместных программах были подписаны во время визита Президента России Владимира Путина в Японию. Затем Минпромторг РФ при участии регионального правительства отобрал в рамках российско-японского Меморандума о сотрудничестве сразу 6 ульяновских предприятий. Всего же рекомендовали японцам 12 российских компаний. Координатор Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами Котаро Ватанабэ пояснил, что в список попали самые высокотехнологичные и интересные предприятия, включая УАЗ. Завод принимает участие в инициативах «Диагностика производительности российских предприятий» и «Подготовка кадров в смежных отраслях».
Первый визит японских специалистов ROTOBO состоялся в феврале 2017 года, но на УАЗе давно знают о японском опыте бережливого производства и активно и успешно внедряют его. Вот что рассказал нам исполняющий обязанности технического директора УАЗ Анатолий Охотников.
- Сотрудничество с японскими коллегами мы оцениваем очень положительно. Мы получили важный анализ работы систем автозавода. Отмечу, что ещё с 2007 года у нас идёт внедрение различных элементов японской системы непрерывного повышения качества продукции. Создана система подачи предложений по улучшениям производственных процессов - кайдзен. Мы также провели реструктуризацию процессов доставки комплектующих на производство по системе «Точно в срок» - канбан. Для чего это нужно? Система позволяет избежать накапливания лишних запасов на производстве и обнаружить скрытые дефекты. Два года назад УАЗ внедрил элементы производственной системы Toyota, провёл реинжиниринг производственных процессов, стандартизировал работы и операции. Итоговый эффект направлен на повышение качества и снижение издержек предприятия. По результатам реализации проекта системы Toyota в минувшем году мы в полтора раза снизили количество гарантийных дефектов.
На автозаводе рассказали, что только в 2016 году сотрудники подали более 3700 (!) кайдзен-предложений. Это значительно увеличило эргономику, безопасность и эффективность производства. Впечатляет и другая статистика: экономический эффект от внедрения кайдзен-предложений составил более 47 миллионов рублей.
Координатор ROTOBO Котаро Ватанабэ также положительно отозвался о сотрудничестве с ульяновцами.
- Наша цель, чтобы на УАЗе научились делать автомобили ещё более высокого качества, чтобы работники трудились с большей отдачей, а процессы на производстве не занимали много времени. В прошлый визит мы рекомендовали усилить работу по визуализации производственных процессов. УАЗ в этом направлении уже много сделал, мы впечатлены результатами. В марте 2018 года мы должны закончить работу, но готовы продолжить, если будут договорённости прямо с апреля. Надеемся, опыт приживётся в России. Замечу, что ROTOBO не пытается внедрить практики и философию отдельных японских компаний, например, Toyota, исследовательского института Номура или фирмы Ogihara, которая делает штампы для прессов. Мы передаём многолетний опыт японского производства в целом.
Представители Toyota среди прочего в свой прошлый визит отметили следующие изменения на УАЗе с момента начала работы по совместным программам: «Разделены линии сборки легковых и грузовых автомобилей, что значительно повысило их операционную готовность. Это приблизило вашу сборочную линию к лучшим стандартам автомобильной отрасли».
Господин Ватанабэ рассказал нам, что в будущем году на УАЗе продолжат работу по совершенствованию системы из Страны восходящего солнца. Это «Андон» (в переводе с японского «лампа») – особая система информирования, средство информационного управления, которое даёт представление о текущем состоянии хода производства, а также при необходимости создает визуальное и звуковое предупреждение о возникновении дефекта. Это один из главных инструментов в реализации принципа организации производства под названием «дзидзока» – остановка процесса ради улучшения качества. Это могут быть цветные лампы, табло или мониторы. В планах автозавода привязать систему «Андон» к специальному приложению на базе Android для оперативного уведомления о проблеме, возникшей на этапе сборки кузовов.
На автозаводе сообщили, что предприятие планирует модернизировать прессовое производство и штамповую оснастку, что улучшит показатели геометрии кузова. Будет продолжена реновация производственных фондов.
Специалисты ROTOBO посетили также другие наши предприятия-участники проекта –Димитровградский пружинный завод, Димитровградский завод алюминиевого литья, ООО «Автосвет», ООО «Автопартнер» и ООО «Рекардо». По словам Котаро Ватанабэ, хорошее впечатление от уровня производства у его коллег оставили ещё фирмы «Улпласт» и «Форш».
Алексей Зимин
Наша справка: ООО «Ульяновский автомобильный завод» – легендарный автозавод более чем с 70-летней историей, специализирующийся на выпуске полноприводных легковых и коммерческих автомобилей, а также микроавтобусов под торговой маркой УАЗ. Производственная мощность – 95 тысяч автомобилей в год. На предприятии работает более 10 тысяч человек. C 2000 года предприятие входит в структуру автоконцерна SOLLERS.
Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (ROTOBO) была основана в 1967 году, называлась ранее Ассоциация по торговле с СССР и Восточной Европой. Единственная в Японии организация, содействующая развитию делового сотрудничества между японскими предприятиями и бывшими социалистическими государствами Евразии. В ROTOBO входят 200 компаний, в том числе торговые фирмы, предприятия разных отраслей промышленности, банки, фондовые компании, агентства по перевозке пассажиров и грузов, местные органы самоуправления.