Архитектор Юрий Горинов о фестивале «Архитектурная Весна»: «Вместе с жителями сделаем мастер-план Ульяновска»
О масштабном архитектурном фестивале в интервью mosaica.ru рассказал российский архитектор Юрий Горинов.
Основателя и идеолога «Архитектурной Весны» с Ульяновском связывает многое.
– Юрий Спартакович, Вы не просто долгое время жили в Ульяновске, но и занимали в 80-90-х годах «крутые» должности, работая главным художником города, зам. главного архитектора Ульяновской области. Какие воспоминания того времени у Вас сохранились?
– Я родился в Куйбышеве, а в Ульяновск приехал в 1984 году по приглашению Горисполкома и по рекомендации главного архитектора города Вячеслава Ивановича Некрасова: у нас совпали представления о видении и шагах, как можно последовательно и методично изменять городскую среду в лучшую сторону.
В то время приближалась череда Октябрьских юбилеев и памятных событий вокруг имени вождя пролетариата, родине Ленина «сверху» было предписано стать образцовым городом. И мне идея создания города-образца и эталона городской среды очень нравилась. Но... обрушилась перестройка, которая сместила акценты на работу с городской средой. Изменились требования к проблемам архитектуры и благоустройства, развития города в целом.
Когда-то в программах и планах городского строительства, архитектуры, благоустройства и озеленения намечалось построить по левому берегу Свияги огромный стадион рядом с Пушкарёвским кольцом, через дорогу – комплекс зданий цирка, дальше – Дворец спорта, а на улице Гагарина – Центр микроэлектроники. Мы искали место для размещения кампуса филиала МГУ, готовили проект реконструкции театра кукол, меняли схему благоустройства и озеленения исторического ядра. Планы были грандиозные, но они с лихвой перекрывали возможности региона. Отсюда главная проблема для Ульяновска в те годы – величие целей и нищета в ресурсах для их удовлетворительного достижения.
А работа шла по старинке: даты приближались, а осмысленных, системных решений не было. Качество строительных работ было ниже всякой критики. Результативность от усилий меня никак не удовлетворяла.
Взять попытку сделать в городе пешеходную улицу – общественное пространство со счастливым и добрым ничегонеделанием, когда много кафе, музыки, зелени, тепла зимой, прохлады жарким летом. Но ничего не могло убедить чиновника из 80-х принять и сделать такую среду…
– Вы были зачинателем Дня города в 1988 году...
– В 1986 году в Самаре силами моих друзей из местного Союза архитекторов был реализован масштабный проект по празднованию юбилея. День города прошёл просто феерично. Салюты с барж, стоящих в линию на Волге, на рейде, гулянья на празднично оформленной набережной – очень необычно для СССР в те времена. И я стал убеждать ульяновские власти в необходимости сделать похожее мероприятие в городе. Получил поддержку, и праздник прошёл с успехом и был очень познавательным. Художники вышли на площадку, где сейчас ТРЦ «Версаль», рисовали портреты прохожих на память, работали импровизированные киоски и кафе... Люди отмечали юбилейную дату основания города – 350 лет, вспоминали факты глубокой и недавней истории, задумывались о краеведении. По моему предложению на время праздника вернули дореволюционные названия улиц.
– Какие главные изменения, на Ваш взгляд, произошли за последнее время в нашем городе?
– Общество стало сложнее: технологии и новые институты меняют людей. Изменения сильные, и они в прогрессе. Если кратко – город устремлён в будущее, и это связано, прежде всего, с ориентацией на качественное образование, инновационное предпринимательство, оригинальные социокультурные проекты. В 90-е город заявлял себя как оплот стабильности, что и порождало ощущение растерянности у предпринимательского сообщества. Сейчас недостатков, бед немало, а это только и означает, что и работы уйма, и всем её хватит, но главное – это направленность движения – цели и ценности.
– Вы инициировали проведение в Ульяновске фестиваля «Архитектурная Весна», анонсировали проект как «разрывающий шаблоны». Можно подробнее?
– Фестиваль я делаю, с одной стороны, очень традиционно, это будет демонстрация умений и мастерства жителей города и опекаемого пригорода и села. Что касается фестивальных мероприятий, то тут пока сохраню интригу. Скажу только, что в рамках городского фестиваля «Архитектурная Весна» мы с жителями сделаем мастер-план Большого Ульяновска. На несколько временных горизонтов. Это будет несколько неординарных объектов – небольшого масштаба, но исключительного качества. Начинаем уже на Станкостроителей,12 – обычный жилой двор. Приглашаем волонтёров-архитекторов, строителей и ремесленников, мастеров своего дела. Руководит проектом Андрей Никифоров. Подробнее – в онлайн-репортажах с места событий.
Начнём с ульяновцами работать и учиться в Школе Разумного Горожанина: основная компетенция современного, нового архитектора – знания, умения, навыки работы с жителями и для жителей. В свою очередь, и житель может многому научить архитектора.
Фестиваль – попытка построить соразмерную городу модель или, точнее, практику поэтапной и эффективной трансформации городской среды.
А «шаблоны», если работают, но не в деле, «рвать» не надо, – ещё сгодятся.
– Каким Вам видится будущее Ульяновска?
– Хочу защитить проект фестиваля на Ульяновском градосовете, а потом буду строить отношения с жителями. Вместе станем делать мастер-план. Он и покажет будущее.
Фото Екатерины Эйрих