Траты туристов на путешествия по России выросли на 31% – до 840 млрд руб.
Согласно совместному исследованию, проведённому лабораторией СберИндекс, сервисом для планирования путешествий OneTwoTrip и туроператором Anex¹, в период с мая по сентябрь 2023 года туристические потоки как по России, так и за границу, показали устойчивый рост, превысив прогнозы Минэкономразвития.
Траты в поездках
По оценке СберИндекс, количество туристов, пользующихся картами банка, за «высокий» летний сезон 2023 года выросло на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В каждом месяце 2023-го число туристов было значительно выше прошлого года, а в сентябре прирост составил значительные 18%. Это можно объяснить увеличением числа туристов (+10%) и трат на одного человека (+21%). Реальный рост расходов на путешествия с учётом инфляции составил 15%.
Рост численности туристов привёл к увеличению расходов на внутренний туризм на 31% ― до 840 млрд рублей. Наиболее существенно выросли расходы на проживание и проезд — на 37%, а вот сопутствующие траты увеличились на 19%.
Чаще всего путешественники расплачивались картами банка в продуктовых магазинах и кафе или ресторанах. Темп роста расходов в этих категориях выше других, он составил 37%. В то же время расходы по таким статьям, как «Универмаги» и «Развлечения и спорт» выросли только на 4%.
Поездки по России
Лидеры популярных направлений внутри страны за год не изменились: ими традиционно являются Москва, Санкт-Петербург и Сочи. При этом россияне продолжают открывать для себя новые туристические места. В список регионов с самым большим увеличением притока туристских денег стали Ростовская область (+45,5%), Мурманская область (+45%) и Республика Дагестан (+44%).
Средняя продолжительность поездок у клиентов сервиса OneTwoTrip по данным бронирований авиабилетов увеличилась до 5,6 дней; в прошлом году этот показатель составлял 4,9 дня. Информация о бронированиях отелей также отображает рост: с 2,2 дня до 2,3 дня.
Наиболее продолжительные поездки россияне совершают в курортные зоны юга страны (Сочи, Минеральные Воды, Дагестан), а менее продолжительные ― в Москву, Санкт-Петербург и региональные центры с богатой экскурсионной программой (Калининград, Казань и другие).
Однако российские туристы не склонны готовиться к путешествиям внутри страны заранее. Чуть более 10% россиян бронируют билеты и отели ранее, чем за 30 дней до поездки.
Поездки за границу
Высокий тёплый сезон многие россияне проводили за границей: согласно данным OneTwoTrip, авиабронирований с вылетом с мая по сентябрь за рубеж в этом году было на 40% больше, чем в прошлом (15,2% против 10,9%). Организованные туристы, по данным Anex, наоборот, в два раза чаще стали выбирать для отдыха направления внутри страны: если в 2022 году отечественные курорты и города интересовали путешественников в 1,5% случаев, то в 2023-м ― уже в 3%.
Наиболее востребованным направлением, причём как у самостоятельных туристов, так и у организованных, стала Турция. Популярны также Казахстан, Армения, Египет и ОАЭ. Заметнее всего отмечается рост спроса на отдых в Таиланде и Китае, произошедший на фоне практически нулевой базы 2022 года.
Средняя продолжительность отдыха за границей летним сезоном 2023 года несколько сократилась: по данным авиабронирований — с 13,6 дня до 12,2 дня, а по данным отельных заказов — с 4,3 дня, до 3,6 дня.
Стоимость перелёта за границу в прошедший «высокий» сезон была ниже, чем год назад: цена авиабилета в одну сторону на человека составила в среднем 18 600 рублей, что на 17% дешевле, чем в мае — сентябре 2022-го. А вот стоимость ночи в отелях, наоборот, увеличилась ― с 8 400 рублей в 2022-м до 12 100 рублей. Это связано с тем, что предпочтения клиентов OneTwoTrip в выборе категорий размещения немного изменились: они стали чаще останавливаться в пятизвёздочных гостиницах, поэтому спрос на более бюджетные отели категорий «три звезды» и «четыре звезды» упал.
Средняя стоимость тура по всем направлениям, по данным Anex, снизилась по сравнению с прошлым годом: появилось больше бюджетных предложений, например, при наличии прямого блока мест или чартерного перелёта.
¹ Данные Сбера позволяют делать выводы о расходах в сфере внутреннего туризма на основании анализа транзакций по банковским картам. Аналитика OneTwoTrip и Anex даёт возможность оценить популярные внутрироссийские и заграничные авиа- и ж/д направления, предпочтения путешественников в выборе размещения, особенности поездок организованных групп, средний чек и динамику цен на проезд и проживание.