Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Владислав Корочкин: «Такого количества контрольно-надзорных органов как в России, наверное, нигде нет»

oporamo.ru
oporamo.ru

Премьер-министр РФ заявил о неэффективности и коррумпированности контрольно-надзорных органов, которые стали инструментом давления на бизнес. По словам Дмитрия Медведева, нужно снизить административную нагрузку на предприятия и исключить ситуации, когда бизнесу проще договориться с проверяющими, чем исполнить их требования. Считаете ли вы давление контролирующих органов на бизнес в России чрезмерным? Стоит ли воспользоваться передовым опытом развитых стран, где такого давления не существует? Требуется ли реорганизация или оптимизация надзорных органов или можно обойтись сокращением нормативных актов, которые обязан выполнять бизнес? Стоит ли, как призывают некоторые предприниматели, оставить бизнес в покое и избавить его и от поддержки, и от проверок?

Владислав Корочкин, вице-президент ООО «Опора России», председатель комиссии по экономике, предпринимательству и развитию агропромышленного комплекса Общественной палаты Московской области:

«В четверг во время заседания комиссии «Единой России» по контролю за исполнением предвыборных обещаний Дмитрий Медведев подчеркнул, что нужно продолжать реформирование контрольно-надзорных органов в рамках реформы приоритетного национального проекта «Реформа контрольно-надзорной деятельности» и снижать те издержки, которые экономика несет вследствие существования и функционирования почти что 200 видов надзора. И, соответственно, нескольких миллионов обязательных требований, которые в принципе часто не знают даже сами контролеры. Поэтому ведется работа над чек-листами, со снижением и актуализацией этих обязательных требований и все, что с этим связано.

Я не вполне согласен с тем, что бизнес надо оставить в покое и избавить его и от поддержки, и от проверок. Конечно, бизнесу не нужно мешать, при этом система контроля должна быть прозрачной, понятной и направленной на повышение эффективности функционирования предприятий. То есть тот тренд, который, собственно говоря, задала «Опора России» - это первая проверка без штрафа, когда контролер обязан написать все недостатки, четко сформулировать, что так и что не так и дать время на их исправление. Так, как, собственно говоря, существует в других странах. Причем там, если говорить про положительный опыт, инспектор имеет право определить разумный срок, в течение которого то или иное нарушение может быть исправлено. Потому что основная цель взаимодействия государства с предприятиями, бизнесом – это не штраф, а обеспечение эффективности этих предприятий.

Поэтому нужно оценить риски, которые существуют, искать подход. Необходимо понять, есть ли какие-то угрозы для других субъектов и, соответственно, отталкиваясь от этого, дать разумный срок для приведения в порядок, в должное состояние.

Большая проблема, как я уже сказал - это избыточные требования и связанные с ними всякие исследования, платежи. Неоднократно озвучивалось, что теряется до 2% ВВП на всей этой бесполезной деятельности по подтверждению чего-либо небезопасного и не обращание внимания на опасное взаимодействие с контрольно-надзорными органами. В то же время для малого предприятия 20 дней или 20 часов проверки - это иногда тоже большие потери с точки зрения финансовых и ресурсных вещей.

Сейчас в малом бизнесе практически ведется мораторий на проверки, но при этом остается много обязательных требований, а с ними очень часто связаны всевозможные исследования, подтверждения, покупка бумажек, оплата чего-то еще, чтобы что-то подтвердить, взаимодействие с контролерами и так далее, - в общем очень много ненужных действия, которые, может быть, прописывались и были правильными 50 лет назад, но сейчас уже совершенно не соответствуют реальности.

Действительно, во многих странах на микробизнес государство внимания не обращает до определенного времени. Это мы видим сплошь и рядом, хоть в Юго-Восточной Азии, хоть в Европе. Контролер в основном должен понимать (если это касается, допустим, производства сельскохозяйственной продукции) обстановку на том или другом объекте, а не приходить с проверкой, чтобы что-нибудь найти. Поэтому где-то во Франции или Испании рыбу продают прямо на берегу, сразу после улова. У нас это запрещено делать в принципе. Рыбу сначала надо отвезти куда-то на проверку, где будут делать анализы и только потом ее можно привозить официально на рынок, получив много разных справок.

Такого количества контрольно-надзорных органов как у нас, наверное, нет ни в одной стране. О количественном их сокращении, каком-то объединении, реформе, уменьшении сейчас говорят - рассматриваются разные модели, предложения. Необходимо привести все в разумное состояние: там, где это можно, переходить на систему мониторинга инструментального контроля. Где можно, вместо контроля поставить пару веб-камер и сказать, что это, по сути, круглосуточный контроль. И только если возникнут какие-то отклонения, в этом случае необходимо вмешиваться. К кому-то, может, совсем никогда в жизни контролер не должен прийти, ему просто это не нужно. А к кому-то он, может быть, если есть отклонения каких-то параметров, должен наведываться чаще. Смысл в этом.»


Нет комментариев
Обсудить