Дмитрий Боробов: «Выходить и сразу кошмарить бизнес - неправильно!»
Премьер-министр РФ заявил о неэффективности и коррумпированности контрольно-надзорных органов, которые стали инструментом давления на бизнес. По словам Дмитрия Медведева, нужно снизить административную нагрузку на предприятия и исключить ситуации, когда бизнесу проще договориться с проверяющими, чем исполнить их требования. Считаете ли вы давление контролирующих органов на бизнес в России чрезмерным? Стоит ли воспользоваться передовым опытом развитых стран, где такого давления не существует? Требуется ли реорганизация или оптимизация надзорных органов или можно обойтись сокращением нормативных актов, которые обязан выполнять бизнес? Стоит ли, как призывают некоторые предприниматели, оставить бизнес в покое и избавить его и от поддержки, и от проверок?
Дмитрий Боробов, член комиссии по экономике, предпринимательству и развитию агропромышленного комплекс Общественной палаты Московской области, член Общественного совета Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, предприниматель:
«Да, давление, действительно, чрезмерное. Недавно проходило заседание совета Общественной палаты Московской области по предпринимательству. Мы рассматривали такой актуальный вопрос, как реклама и вывески, который беспокоит предпринимателей на территории Подмосковья. И нами было выяснено, что даже Адмтехнадзор как проверяющий орган, когда приходит на предприятие, сразу штрафует. В частности, если предприниматель заходит к нам из другого региона и не знает внутренних законов Московской области, размещает у нас на территории рекламу, как выясняется, с нарушениями, его сразу штрафуют на сумму от 30 до 100 тысяч рублей. То есть в законе Московской области «Об административных правонарушениях» мера предупредительного характера вообще не предусмотрена. Также у нас есть согласовательная комиссия, которая согласовывает рекламные территории, куда не входят представители общественных организаций. Зачастую комиссия работает в закрытом режиме и какие решения архитектурного облика она там принимает, не совсем понятно обывателю. Туда также не приглашают предпринимателей.
Получается такой круг: там не дают, предприниматель вешает рекламу незаконно, его штрафуют, он снимает рекламу либо продолжает платить штрафы, либо он платит денежные средства каким-то определенным людям, с которыми договаривается. Это один момент.
Плюс к этому у нас есть недобросовестные граждане, которыми зачастую пользуются проверяющие органы. Они пишут заявления и организуют внеплановую проверку. У нас есть плановые проверки, согласованные с прокуратурой. Но на основании заявления любого жителя можно организовать внеплановую проверку. Например, кому-то не нравится, что в доме находится салон красоты, у которого работает вентиляция. Он жалуется и назначают проверку. Если устанавливается, что вентиляция установлена в соответствии с рекомендациями, включаются какие-то другие моменты, за которые предпринимателя можно оштрафовать. Проверяющие органы ищут некие лазейки для того, чтобы проверять предпринимателя.
Потом - Федеральная налоговая служба. Сейчас ввели он-лайн кассы. Не все предприниматели на них перешли и получается так, что у нас нет моратория на непроверки по он-лайн кассам, по обычным кассам в связи с переходным периодом и предпринимателя продолжают штрафовать. Когда мы налоговую спрашиваем, по какому алгоритму вы выявляете предпринимателей, к которым надо прийти с проверкой, они говорят, что у них есть какой-то алгоритм, по которому они вычисляют. Но как он выглядит? Этих данных никто нам не предоставляет, они закрыты. Это называется: проверяю, кого и где хочу. Нет четкого алгоритма, по которому они выявляют людей, которые не используют эти кассы.
Кроме этого, когда контролирующие органы выходят на территорию, надо все-таки подключать общественные организации, чтобы они тоже принимали участие в этих проверках. Думаю, у нас найдутся представители общественных организаций, которые пожелали бы участвовать в подобных проверках вместе с налоговой, с Роспотребнадзором, Адмтехнадзором.
Мы предлагаем такой механизм, чтобы исключить коррупционные схемы. И тогда нам будет более понятен алгоритм действия надзорных органов, и мы сможем дать некие рекомендации, чтобы сначала не штрафовали, а предупреждали бизнес.
И самое главное, законы местного уровня зачастую разнятся с законами федеральными. Бывает, на территории законы более строгие, чем на федеральном уровне.
Конечно, нужно сократить нормативные акты и сделать антикоррупционную экспертизу, пообщаться с общественниками, которые в теме. И они должны сказать Дмитрию Анатольевичу Медведеву, какие нормативно-правовые акты не работают или работают неправильно для того, чтобы проверять, проверять и проверять.
Если предприниматель приходит на территорию, его закошмарить проще всего. В том числе это делается для того, чтобы сократить конкуренцию, создать некую монополизацию на рынке: этому - дам, тому - не дам, а другого закошмарю проверками. Получается, есть некие лазейки. Поэтому надо предложить четкий нормативный механизм изменений нормативных документов. Все это знает ТПП, уполномоченный по правам предпринимателей в каждом регионе.
У нас зачастую происходит так, что предприниматель пишет жалобу в МВД или прокуратуру и ситуация ухудшается. Бизнесмены боятся жаловаться. Мы общались с ФАС, они говорят, почему предприниматели не жалуются? Потому что как только они пожалуются в ФАС на какие-то нарушения антимонопольного законодательства, конкуренции, на них сразу запустят административный ресурс, вот и все. Я говорю, вы сами должны регулировать соблюдение законов: некоторые надзорные органы какие-то законы регулируют, какие-то нет.
Кроме этого, надо больше нормативно-правовых документов прописать институту уполномоченного по правам предпринимателя, потому что фактически их предложения носят только рекомендательный характер на территории муниципалитета. И по сути, уполномоченный ничего сделать не может. Наверное, какие-то изменения в законы он мог бы вносить, чтобы это носило не рекомендательный, а законодательный характер.
Сейчас зачастую получается, что уполномоченным приходится просто садиться за круглый стол и договариваться со всеми. А им говорят: нет, это не так, нет, это не то, у нас этот закон и так далее. Идет какое-то наложение закона на закон: федеральный закон может трактоваться так, а региональный - по-другому.
Поддержка бизнесу всегда нужная. Конечно, надо сократить количество проверок. Но их надо, естественно, контролировать не только прокуратурой. Мне кажется, надо включить в это хотя бы институт уполномоченного по правам предпринимателя, который есть во всех субъектах РФ. Чтобы они тоже могли отслеживать на своей территории обоснованность данной проверки. У нас действуют, в том числе, и механизмы, когда жалобы пишут анонимные люди, а иногда, бывает, что по этим анонимкам тоже бывают проверки. А может быть, предприниматель месяц назад открылся и еще не знает всех законов и с ним надо провести разъяснительную работу, а не сразу его штрафовать, наказывать, чтобы он закрыл свой бизнес и ничего не развивал. Ему надо давать инструкцию, которой зачастую у него нет. А вот если он не хочет выполнять требования, тогда его надо через какое-то время проверять. Но выходить и сразу кошмарить бизнес - это неправильно!»