Эрнест Валеев: «Факты, когда лица заявили о коррупции и подвергаются преследованию, нередки»
В Министерстве труда России подготовили поправки к закону о противодействии коррупции. Они предполагают двухлетнюю защиту от увольнения сотрудников предприятий, сообщивших о таких фактах. Кроме того, борцам с коррупцией будет предоставляться бесплатная юридическая помощь и конфиденциальность. Управление президента должно будет усилить контроль за реализацией антикоррупционной политике в регионах. А для губернаторов разработают особые рекомендации. Помогут ли предложенные меры победить коррупцию в России? Можно ли победить коррупцию в регионах с помощью рекомендаций губернаторам и усиления контроля? Смогут ли поправки побудить сотрудников ведомств и предприятий сообщать о коррупции? Стоит ли России перенять опыт США, где за помощь в раскрытии коррупционных схем человек получает крупное денежное вознаграждение?
Эрнест Валеев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции:
«В законе о противодействии коррупции заложено правило, по которому о случаях коррупции служащие обязаны сообщать. А значит, должны быть и меры зашиты.
Кроме этого, мы ратифицировали конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. И тем самым взяли на себя обязательство по обеспечению на законодательном уровне гарантии защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях. То есть у нас есть и правовая обязанность обеспечить меры защиты. Это правовая предпосылка, почему такой законопроект появился.
Помогут ли предложенные меры победить коррупцию? Вообще победить коррупцию каким-то отдельным законом или законопроектом, каким бы он совершенным не был, в принципе нельзя. Поэтому мы занимались созданием целого комплекса законодательных актов антикоррупционного пакета законов. В этом плане наше законодательство носит комплексный характер.
Если обратиться к истории, то изначально мы шли, как и многие государства, только по пути усиления уголовных репрессий. Потом появился закон о противодействии коррупции, который содержит в себе меры и профилактики. То есть это целый комплекс мер, начиная от административных и дисциплинарных, вопросы контроля за доходами и расходами и так далее. Комплекс включает в себя самые различные меры и организационного, и правового характера. Это совершенство законов государственной муниципальной службы, вопросы запретов и ограничений на действия госслужащих, это и
вопросы контроля за расходами по доходам, вопросы ответственности и другие меры.
Поэтому этот законопроект - отдельный элемент в целом пакете законов. И, безусловно, для того, чтобы успешно противодействовать коррупции, необходимо прежде всего именно создать комплекс правовых, организационных мер. Мы их создали.
Следующая составляющая - совершенствование правоприменительной практики, совершенство работы правоохранительных органов и судебной системы. В этом направлении также принят целый ряд мер, законы совершенствуются. И задача совершенствования правоприменительной практики включена в национальный план противодействия коррупции, который утвержден в 2016 году.
Этот закон необходимо было принять, потому что эти люди действительно нуждаются в защите. Потому что все-таки факты, когда лица заявили о коррупционном правонарушении и в последующем подвергаются преследованию, нередки. Безусловно, в этом плане это вклад в антикоррупционный пакет законов. И эффект от этого, конечно, будет. Но напрямую, как предпосылка победы над коррупцией, думаю, это неправильная постановка вопроса.
Что касается рекомендаций губернаторам. Это очередной шаг в цепи законов. Мы буквально год назад приняли изменения в законодательство: контроль за расходами в соответствии с доходами, по которому на губернаторов возложили контроль по доходам и расходам лиц, занимающих муниципальные должности. То есть это муниципальные служащие. Потому что, когда мы обязали лиц, занимающих муниципальные должности, отчитываться о доходах и расходах, оставался не реализован механизм контроля. И тем, что мы возложили эти полномочия на губернаторов, мы, собственно, этот механизм создали. Поэтому, когда речь идет о рекомендации губернаторам по усилению контроля, это тоже часть антикоррупционного плана по совершенствованию правоприменительной практики. И этот момент можно только приветствовать.
Смогут ли эти поправки побудить сотрудников сообщать о коррупции? Я думаю, все-таки когда люди сообщают о коррупционных проявлениях, они прежде всего основываются на своей гражданской позиции. И поэтому побуждать их к этому сам по себе законопроект вряд ли будет. Но то, что люди будут знать, что в последующем возможна и государственная защита, безусловно, поможет развеять их сомнения. Поэтому тут можно предположить положительное влияние законопроекта на поведение служащих.
Что касается вопросов платы, то, знаете, эта практика существует не только в США, но и в ряде других стран. В целом эта проблема России обсуждается с момента начала становления ее правовой системы: возможна ли плата за донос. В российском менталитете это как-то не особо воспринимается. Хотя в ряде стран используется такой правовой режим, и он оказывает положительное влияние на граждан. Но вряд л у нас сегодня серьезно можно об этом вести речь.
Хотя, вы знаете, по сообщениям о вознаграждении, которое различные структуры обещают за информацию о преступлениях, такая практика постепенно приживается и, возможно, в будущем такой правовой элемент будет использоваться и в нашей правовой системе. Но я не думаю, что это дело сегодняшнего дня.»