Проблемный экспорт. Что мешает ульяновским предпринимателям пробиться на новые рынки
8 августа в Правительстве Ульяновской области обсудили возможности поддержки региональных предприятий-экспортеров.
На совещании по развитию системы продвижения товаров и услуг малых и средних предприятий региона присутствовали председатель правления корпорации по развитию предпринимательства Руслан Гайнетдинов, директор по региональному АО «Российский экспортный центр» Игорь Борисов и представители малого и среднего бизнеса.
Как помогут ульяновским экспортерам?
В Ульяновске уже есть структура, которая помогает региональным производителям экспортировать свои товары, – Центр поддержки экспорта. По словам ее руководителя Павла Баландина, только за первое полугодие 2016 года при поддержке центра предприятиями Ульяновска заключено восемь экспортных контрактов на сумму более 200 тысяч долларов.
– География экспорта разнообразная – это Иран, Азербайджан, Шри-Ланка, Казахстан, Таджикистан, Белоруссия. Один из наших клиентов заключил контракт со шведской компанией. В регионах традиционные рынки, с которыми мы активно сотрудничаем, – Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, республики Чувашия и Мордовия, Самарская и Пензенская области, - прокомментировал руководитель центра поддержки.
По его словам, для своих клиентов региональный центр на безвозмездной основе организовывает участие в выставочно-ярморочных мероприятиях, оказывает экспертную поддержку при заключении контрактов и доводит их до экспортной сделки. Кроме того, в региональном Центре поддержки установлено бесплатное программное обеспечение для оформления деклараций.
Бонусом для местных предпринимателей стал бесплатный интернет-магазин enatp.ru, где каждый производитель может разместить свои товары.
Еще один инструмент поддержки региональных экспортеров - Российский экспортный центр (РЭЦ). Центр был создан в апреле прошлого года под эгидой Внешэкономбанка. Его директор Игорь Борисов пояснил, что основная цель РЭЦ – представлять единое окно в поддержке экспортно-ориентированных компаний, которые есть в России в любом сегменте бизнеса. Это и проверка контрагентов, и консультирование, и обучение, и поручительство, и многое другое.
– Мы беремся за любые сделки и рассматриваем все возможности поддержать компании. Центр имеет законодательную инициативу и активно пользуется этим. Мы видим тенденции, разговариваем с уже существующими экспортерами и теми компаниями, которые только готовятся выйти на экспортный рынок, выходим к законодателям и можем корректировать те законодательные акты, которые направлены на поддержку экспортеров, - рассказывает Игорь Борисов.
Есть вопросы. А ответы?
Ульяновские предприниматели задали вопросы московским экспертам. Правда, далеко не все получили ответы. В частности один из производителей электроники отметил, что из-за отсутствия государственного субсидирования их производство становится менее конкурентоспособным:
– Мы являемся действующими экспортерами, но пока только на территории Белоруссии и Казахстана. Мы хотим идти дальше и уже нашли иностранных партнеров – около 10 разных государств, где наша продукция пользуется спросом. Однако на международном рынке мы столкнулись с тем, что многие компании-конкуренты очень сильно субсидирует государство. У нас нет проблемы, кому продать, мы отсылали продукцию на тесты в Индию, Германию, Шри-Ланку, партнерам не нравятся лишь наши цены. Сами понимаете, нам не хватает не только оборотов, но и господдержки, чтобы сделать цены конкурентоспособными. Можем ли мы рассчитывать на средства вашего центра?
Еще одну проблему озвучили производители пробиотиков из Димитровграда:
– Мы занимаемся производством пробиотиков. Однако из-за несоответствия в законодательстве нашей страны и других стран сложно экспортировать нашу продукцию за пределы страны.
Обе проблемы специалисты РЭЦ пообещали рассмотреть, но пока конкретных решений нет.
Еще один вопрос прозвучал от лица предпринимателей, которые занимаются народными промыслами:
– В вашем докладе мы услышали важную для нас информацию о торговых домах – постоянных выставочных площадках в стране пребывания торгового дома. Наша продукция популярна, но, к сожалению, каждый производитель не может выйти на этот рынок самостоятельно. Можно ли отдельно проработать вопрос, чтобы торговые дома были заинтересованы работать с регионами?
Представителям народных промыслов пообещали проработать вопрос с существующими торговыми домами. Но подчеркнули, что пока вопрос не реализуем, однако впоследствии все возможно.
Стоит отметить, что часть собравшихся предпринимателей не дождалась завершения совещания, видимо, для них полезной информации там не оказалось.
Фото корпорации по развитию предпринимательства