Скульптурные шедевры из Москвы выставили в ульяновском музее
Уникальные экспонаты можно будет увидеть до февраля будущего года.
13 июля музее изобразительного искусства XX-XXI веков, что на улице Льва Толстого, открылась уникальная для Ульяновска выставка. Экспонатами из своего собрания поделился музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Как объяснила хранитель коллекции скульптуры XIX-XX Пушкинского музея Наталья Кортунова, такой подарок нашему городу сделали неслучайно. Дело в том, что в Ульяновске несколько лет назад было создано единственное среди городов России представительство Пушкинского музея, где под выставки из его коллекций выделены специальные залы.
В Ульяновске и ранее проходили выставки живописи и графики из этой обширной коллекции: все пользовались популярностью среди горожан. Более того, чтобы ознакомится с подобными вернисажами, люди специально приезжали из соседних регионов.
Например, когда Музей изобразительного искусства XX-XXI веков принимал выставку Марка Шагала, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, то были моменты, когда у входа в выставочный зал образовывалась длинная очередь. За короткий период пришло столько людей, сколько в иные времена не было и за год.
Собственно, и на этот раз экспозиция открывается европейской живописью – выставкой одной картины. В отдельном зале демонстрируется полотно известного итальянского художника-коммуниста Ренато Гуттузо - портрет Гагарина, написанный в 1968 году по мотивам одной из фотографий сделанных перед первым стартом человека в космос.
А вот в следующем зале впервые представлена коллекция скульптуры выдающихся мастеров рубежа XIX-XX веков. В это время в стилистике монументального искусства произошёл небывалый доселе перелом, начался поиск новых изобразительных средств, толчок которому дало творчества Огюста Родена.
На выставке представлены две работы мастера - «Поцелуй» и «Песни любви и сладострастия». Считается, что он реформировал искусство скульптуры, многие современники стали последователями мастера. Здесь же можно увидеть произведения скульпторов, чьи имена и судьбы связаны с творчеством и жизнью Родена, которые творили в одно время с ним, которые учились у него. Например, работу ученицы и возлюбленной Родена Камиллы Клодель – «Расставание». Камилла была ярким и самобытным скульптором, и, возможно, её нежелание навсегда остаться в тени великого Родена, стало причиной их разрыва. Впоследствии она обвиняла своего учителя в том, что это он заимствовал у неё идеи и творческий почерк. Не исключено, что именно это чувство ревности к искусству довело её до печального конца – помутнения рассудка и смерти в психиатрической лечебнице.
В Ульяновске в одном зале встретились работы Родена и его друга Жюля Далу: их пути разошлись после того, как оба претендовали на заказ одного и того же памятника, и выбор заказчика пал на Родена. Здесь же «Обнажённая» Далу стоит рядом «Песней любви и сладострастия» Родена. Влияние французского мастера явно ощущается и в работе немецкого скульптора Гернхарда Хётгера «Утешение». Это позже он нашёл для себя иную стилистику. То же самое можно сказать и о «русском итальянце Паоло Трубецком, который родился в Италии, но долгое время работал в Москве.
Стоит отметить, что все экспонаты – подлинные отливки начала XX века, сделанные при жизни мастеров.
И, наконец, завершается экспозиция скульптурой колумбийца Фернандо Ботера «Женщина с зеркальцем». Он, конечно, с Роденом знаком не был, более того, родился значительно позже смерти французского мастера. Но ощущение контраста при переходе в следующий зал даёт возможность не только понять, но прочувствовать путь монументального искусства в течении прошлого века. В общем, лучше одни раз увидеть…
Как пообещала заведующая музеем изобразительного искусства ХХ – ХХI веков Елена Сергеева, выставка продлится достаточно долго, чтобы её могли посетить все желающие – до февраля будущего года.
Фото автора