Всероссийский сельский Сабантуй в Старой Кулатке посетили 50 тысяч человек
Специально для праздника на юге Ульяновской области был построен целый город с улицами.
Даже если вы не знаете татарский язык и ни разу не были на празднике Сабантуй, все равно слово «сабантуй» вам хорошо знакомо. Оно давно обрусело и употребляется для описания некоего праздничного шумного действа. Каков же на самом деле праздник плуга? (По-татарски «сабан» означает «плуг», а «туэ» или «туй» - это «праздник, свадьба»).
В этом году федеральный Сабантуй доверили проводить Ульяновской области. VII Всероссийский сельский Сабантуй прошел в минувшую субботу, 4 июня, возле рабочего поселка Старая Кулатка. О масштабах праздника можно судить уже по тому, как шла подготовка. «Для обеспечения электроснабжения площадки Сабантуя установлено порядка ста опор и смонтированы линии электропередачи, в том числе подземный кабель, что позволит обеспечить электроэнергией большую и малую сцены, стартовый комплекс ипподрома и торговые павильоны», - говорится на сайте областного правительства. Здесь же сообщается, что для освещения территории установили 30 уличных светильников, проложили почти две тысячи погонных метров водопровода, поставили два пожарных гидранта и для их подключения сделали три прокола под дорогой и выполнили врезку в действующий водопровод. Для творческих коллективов закупили национальные костюмы на 900 тысяч рублей.
Старая Кулатка находится на самом юге Ульяновской области. Расстояние до областного центра более 250 километров, поэтому машина с журналистами выехала из Ульяновска в 5 часов утра, чтобы успеть к 10.00 на открытие. Около 9 часов прибыли на место.
В палатке пресс-центра всех угостили эчпочмаками и чаем, после чего можно было осмотреть окрестности.
Сабантуй расположился в поле, где для праздника был сооружен целый город с улицами, домами, палатками, шатрами, торговыми лавками. В Старую Кулатку прибыли делегации из 35 регионов страны, каждая построила свое подворье. На входах надписи «Рэхим итегез!», что означает «добро пожаловать».
Ближе к 10.00 у ворот подворья Нурлатского района Татарстана собралась толпа народа в ожидании больших гостей. Кто-то высказал версию, что «приедет президент Чечни». Организаторы умоляли расступиться и создать коридор. Наконец показалась делегация вип-гостей, окруженных плотной толпой журналистов с камерами. Прибыли президент Татарстана Рустам Минниханов, врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов, депутат Госдумы Владислав Третьяк. Как только випы вступили на мостки подворья, тут же включилось все многоголосье Сабантуя: запели певцы, казалось, что все одновременно, затанцевали танцоры.
Барабаны, скрипки, гармошки, песни не смолкали до самого вечера. На главной сцене гремела музыка, выступали лучшие ансамбли Татарстана и Ульяновска - «Казань» и «Волга». Рядом боролись на поясах борцы курэш за звание батыра и за главный приз – барана. Поодаль на ипподроме проходили конные бега и скачки. От людей, коней, ветра поднималась столбом пыль. Спасали умывальники, которые были установлены по всей огромной территории Сабантуя.
Народ все прибывал на машинах, оставляя их за оградой. На территорию Сабантуя можно было войти только через рамку. Много людей пришло в национальных костюмах, в тюбетейках. Мелькали не только татарские костюмы, но и чувашские, марийские, мордовские, русские. Хотя молодежь, оставаясь верной духу современности, предпочитала универсальные джинсы и майки с надписями на английском языке. Смешались времена, национальности, языки, культуры.
Предполагалось, что в празднике примет участие более 35 тысяч человек, но по факту оказалось еще больше. По данным УМВД, майдан посетили около 50 тысяч гостей.
Ульяновская область уже в третий раз принимает у себя федеральный Сабантуй. В нашем регионе численность татарского населения находится на втором месте после русского (11%). В 2003 году татарский праздник плуга прошел в Димитровграде, в 2009 году – в Ульяновске. Старая Кулатка в этом году приняла эстафету от Оренбургской области, а в следующем году столица сельского Сабантуя переедет в Пензенскую область.
Фото автора