Екатерина Трофимова: «Главное - не терять ради сенсации собственного лица»
Педагог дополнительного образования Екатерина Трофимова считает важным учить детей искать позитив в потоке информации.
- Екатерина, Вы преподаете журналистику в Центре детского творчества №6 уже 7 лет. Почему Вы выбрали эту профессию?
- В старших классах я уже знала, что хочу связать свою жизнь с журналистикой, занималась в юношеском пресс-центре «Норд-Вест» Центра детского творчества №6, участвовала в мероприятиях, проводимых Ассоциацией начинающих журналистов Ульяновской области «Inформат» под руководством Константина Ильина и Татьяны Лаптевой. Позже из участника доросла до ведущего мастер-классов, проводила информационные площадки. Понравилось учить таких же, как я подростков чему-то новому в сфере журналистики. Еще в 11 классе решила поступать в педагогический университет на филологический факультет, чтобы и профессия педагога была, и связь с журналистикой. А на втором курсе мне предложили вести занятия в пресс-центре, который я сама закончила, захотелось попробовать. Теперь я точно знаю, что нахожусь на своем месте.
- Расскажите о своих учениках и выпускниках? Кто они? Каково с ними работать?
- Работать с детьми одновременно сложно и интересно. Я считаю, что к каждому ребенку можно найти подход, - было бы желание. Мои ученики и выпускники – творческие ребята, очень разные и непохожие, но очень целеустремленные. Многие из них выбирают гуманитарное образование, самые популярные направления – журналистика, филология, педагогика, связи с общественностью. Некоторые из них уже закончили университеты и получили высшее образование, кто-то еще только поступил на первый курс. Приятно отметить, что в этом году сразу три выпускника пресс-центра поступили на специальность «Журналистика» УлГПУ имени И.Н. Ульянова и будут учиться в одной группе.
- Вообще тяжело преподавать журналистику? Какие ориентиры Вы ставите перед своими детьми?
- Можно научить основам, нельзя научить писать. Нельзя научить желанию искать новости, можно научить ориентироваться в потоке информации… В первую очередь объясняю ребятам, что главное – видеть не только то, что бросается в глаза – негативное, а уметь найти что-то позитивное, искать уникальность даже там, где на первый взгляд ничего не происходит. Главное – быть человеком, а не терять ради сенсации собственного лица, быть профессионалом, думать о тех последствиях, которые могут произойти, если ваш материал будет опубликован, поэтому проверять и сопоставлять факты.
- Как на Ваш взгляд, каково сегодня состояние и значение системы дополнительного образования в регионе? Что можно было бы улучшить?
- Дополнительное образование сегодня – не только дополнение к общему, но и большая часть всей системы образования. Оно так же важно, как и основное. Потому что именно дополнительное образование учит быть человеком разносторонним, помогает реализовать свой творческий потенциал, кого-то даже направляет к будущей профессии.
- Вас выдвинули на участие во Всероссийском конкурсе для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Расскажите об этом.
- Да, мое руководство посчитало меня достойной участия в этом конкурсе, но, к сожалению, я не прошла финал. Выбирали только по одному участнику в каждой номинации. Приятно, что на этапе общественного голосования в своей номинации я была в лидерах, многие откликнулись поддержать. В этом году в Центре детского творчества № 6 проводили конкурс «Педагог года», я заняла 1 место, поэтому предложили попробовать себя на всероссийском этапе. Уже сейчас на первом этапе, отсмотрев видеоролики других участников, ознакомившись с их деятельность, я пришла к выводу, что в нашей стране очень много креативных, неуемных, целеустремленных педагогов, которые достойны называться лучшими в своей области. Это здорово, что есть возможность поделиться своим опытом с коллегами, узнать что-то новое для себя, что-то пересмотреть в своей деятельности – это и есть развитие, которое помогает не останавливаться на достигнутом.
- В этом году Ваше имя внесли в Золотую книгу почета молодежи Ульяновской области. Поздравляем Вас с этим. Насколько значимо это событие, на Ваш взгляд? За какие заслуги?
- Мою кандидатуру выдвинула администрация Железнодорожного района как молодого педагога Центра детского творчества №6. Очень приятно, что так оценили работу, но самое важное достижение – успехи учащихся, их горящие глаза и улыбки. Меня не первый год выдвигали в Книгу, в этом году попытка увенчалась успехом. На днях приятно удивилась, услышав от одной из воспитанниц, что она хочет тоже быть педагогом по журналистике. На сегодняшний день пресс-центр – это, конечно, обучение основам работы в СМИ, но помимо этого мы проводим информационные площадки по здоровому образу жизни, викторины о любимом регионе, участвуем в акции «Георгиевская ленточка», освещаем городские и региональные мероприятия, проводим мастер-классы для редакций ульяновских школ. Ведь очень важно для подростков сегодня – не оставаться в стороне, не быть равнодушными, иметь гражданскую позицию. Важно, чтобы в этот период с ними находился хороший наставник, как меня в свое время направляли Константин Ильин, Татьяна Лаптева, Наталья Дикова, Елена Сорокина, Любовь Александровна Муратова. Еще очень важно чувствовать поддержку близких и родных людей, в первую очередь, родителей. Благодаря им я стала тем, кем стала. Поэтому эта награда – награда всех тех, кто помогал мне в юношеские годы и остается наставником по сей день.
- У Вас есть мечта, связанная с Вашей сферой деятельности?
- Мне очень хочется, чтобы дополнительное образование оставалось бесплатным, доступным для детей. Порой ребенок записывается в несколько объединений, ищет себя, развивает свои таланты… И если дополнительное образование станет платным, мы потеряем очень многих нераскрывшихся одаренных ребят. Хочется, чтобы отношение у общества к дополнительному образованию было такое же, как и к основному. Ведь многие из родителей относятся к нему как к «необязательному», а значит, «занятия можно пропускать, да и кружок не поможет поступить в университет». Это очень расстраивает… Хотя во многих университетах есть творческий конкурс наряду с экзаменами, плюс дополнительные баллы абитуриенты получают за личные достижения, среди которых – победы и участие в конкурсах различного уровня, в том числе и при обучении в объединениях центров творчества, детских школ искусств.
Фото из архива Екатерины Трофимовой