Тамара Портнова: «Готовиться к школе надо вместе и ребенку, и родителям»
Советы будущим первоклашкам и их мамам и папам дает ульяновский психолог.
1 сентября все ближе. И вопросов о том, как правильно подготовиться к началу школьной жизни, у родителей все больше. Комфортнее и спокойнее адаптироваться к школе малышам и их родителям поможет педагог-психолог детского сада №244 Тамара Александровна Портнова.
- Правильно ли загружать ребенка какими-то заданиями перед началом учебного года, или же лучше дать ребенку отдохнуть?
- Лето – это такая пора, когда хочется только отдыхать и ни о чем не думать, а уж тем более о подготовке к школе. Но несмотря на это, необходимо начать заниматься развитием познавательной сферы ребенка как можно раньше, чтобы с детства воспитать из него эрудированного, творческого человека. Но не стоит думать, что подготовка к школе летом - это непрерывный, изнуряющий труд. Подготовка детей к предстоящей школьной жизни не должна отбить у них охоту заниматься. Занятия, конечно же, нужны, но выполнять их ребенок должен в соответствии со своим ритмом развития.
- Летом, на каникулах, дети спят долго. А когда нужно начинать приучать ребенка к ранним подъемам?
- Ранний подъем - проблема, с которой придется столкнуться родителям, чьи дети в этом году пойдут в первый класс. Приучать малыша к ранним подъемам нужно начинать уже летом.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам приучить малыша ежедневно просыпаться рано.
1. Начните с себя. Если вы сами вечно опаздываете, а будильник – ваш злейший враг, то подобное отношение к раннему подъему сформируется и у ребенка. А значит, пересмотрите свой распорядок дня и приучитесь вставать по утрам пораньше.
2. Научите малыша готовить все с вечера. Начните вместе с ним собирать одежду и вещи, которые понадобятся утром. Обсуждайте с ребенком причину раннего подъема. Подойдите к процессу творчески, чтобы малыш ощутил себя взрослым и самостоятельным.
3. Действуйте лаской, а не силой. Многие родители поднимают ребенка с кровати агрессивно и жестко, ругают малыша за то, что он никак не может проснуться. Поймите, что ваш «совенок» не станет «жаворонком» по мановению волшебной палочки. Чтобы приучить малыша вставать рано, потребуется время.
- Стоит ли с первого класса отдавать ребенка в кружки, секции? Какое количество кружков для малыша в этом возрасте будет оптимальным?
- Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если ребенок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.
В первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода не нужно, а дальше нужно смотреть по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, то можно подумать и о кружках. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся необходимой частью воспитания ребенка, нужно начинать водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
- Родители нервничают не меньше, а порой и больше, чем их дети в связи с началом учебы. Как им адаптироваться?
- К началу учебы должны быть готовы как дети, так и их родители! Нужно спокойно принимать тот факт, что ребенок-первоклассник меняется, в его жизни появляются новые люди, мнение которых он ценит, новые увлечения, новые интересы. Очень важно не предъявлять завышенные требования ни к ребенку, ни к учителям. Важно, чтобы родители уважали учителя и сотрудничали с ним, тогда и малыш научится уважительно относиться к школе и педагогу. Всегда сохраняйте позитивный настрой! Если у первоклассника что-то не получается, ваша поддержка и вера в его силы сможет сотворить чудеса. Для того чтобы малыш ступил на путь познания общительным, радостным, повзрослевшим, постарайтесь, пожалуйста, соблюдать простые, но очень действенные рекомендации родителям будущих первоклассников:
- создайте в семье приятную, дружественную, спокойную атмосферу;
- установите конкретные и четкие требования к ребенку, будьте последовательны, требуя их соблюдения;
- проявите максимум терпения во всех вопросах, касающихся учебы и школы;
- настойчиво формируйте и закрепляйте у малыша навыки личной гигиены и самообслуживания;
- расширяйте круг общения ребенка, поощряйте общение с другими детьми;
- слушайте своего ребенка очень внимательно, когда он вам что-то рассказывает;
- говорите с малышом достаточно короткими фразами, медленно. Давайте понятные объяснения на вопросы ребенка;
- интересуйтесь успехами и сложностями, которые возникают у ребенка;
- каждый день читайте ребенку, заботьтесь о том, чтобы он получал новые приятные впечатления;
- занимайтесь с ребенком творчеством: рисуйте, лепите, играйте и так далее;
- гуляйте вместе с ребенком на свежем воздухе, привлекая его внимание к тому, что происходит в природе и вокруг;
- поощряйте любопытство ребенка.
- Итак, как должны вести себя родители первоклассника?
1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
2. Не торопите. Умение рассчитывать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте - это не займет много времени.
6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки». Лучше, если они будут подвижными.
10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому. Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.
11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то..», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
12. Найдите в течение дня хоты бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников; в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 6-7-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
- Важно ли встречать и провожать ребенка в школу? Как долго это нужно делать - месяц, год?
- Будь это город или село, первое время необходимо провожать и встречать ребенка. С родителями он чувствует себя защищенно. Длительность провожания зависит от расстояния от школы до дома, наличие автодорог, сложность маршрута (если есть подземные переходы, перекрестки и др.). Если школа находится недалеко от дома, то следует дать ребенку немного самостоятельности.
- Нужно ли делать уроки с ребенком или дать ему возможность заниматься самому?
- Некоторые родители, не сомневаясь, воскликнут: «Конечно!» и будут готовы полностью взять эту «непосильную» для ребенка ношу на себя. Часть же родителей, желая воспитать в своем ребенке самостоятельность, оставит школьника один на один с «неизвестным зверем» под названием домашнее задание. Только вот результаты будут неутешительными: в первом случае малыш придет к выводу, что домашняя работа его не касается, во втором – что родителям нет дела до него и его уроков.
Вот несколько рекомендаций:
1. Распределите время. После школы забудьте о ней на время, ребенку необходим отдых. Оптимальное время для выполнения заданий – с трех часов дня до пяти-семи вечера. Каждые полчаса делаем перерыв на пять-десять минут, в противном случае малыш не сможет сконцентрировать внимание на задаче.
Приобретите песочные часы: ребенку будет интереснее и легче соблюдать временные рамки. Старайтесь начинать выполнение домашних заданий в одно и то же время: малышу будет легче настроиться.
2. Сначала вместе, потом – сам. Применяйте к выполнению домашнего задания тот же принцип постепенного делегирования, что и в обучении любому другому делу. Сначала делайте все задания вместе, потом постепенно оставляйте все больше на самостоятельное обучение. Через некоторое время доверяйте ребенку самому писать и считать, вместе только читайте задание и обсуждайте решение. К концу года предоставьте еще больше самостоятельности, но будьте готовы в начале следующего учебного года начать все заново.
3. Будьте рядом. И речь не о том, чтобы стоять над душой и контролировать каждое движение малыша. Задайте направление работы (помогите спланировать действия, разберите похожий пример задачи и т. д.) и займитесь своими делами, предупредив ребенка о том, что он всегда может обратиться к вам за помощью.
4. Направляйте. Не выполняйте работу за малыша, задавайте направляющие вопросы типа «Что надо сделать (определить, выяснить), чтобы… ? ».
5. Не игнорируйте указания учителя. Даже такие, казалось бы, малозначимые моменты вроде количества клеточек перед знаком играют свою роль в выработке у малыша необходимого автоматизма.
Даже если вы уверены, что ребенок все сделал правильно, и уж это-та простая задачка вовсе не нуждается в проверке, просмотрите решение, хотя бы даже для того, чтобы похвалить малыша за хорошо выполненную работу. Внимание родителя к результату подготовки уроков, во-первых, убеждает первоклассника в родительской любви, а, во-вторых, рождает в нем чувство спокойствия и уверенности, с которым он и пойдет на следующий день в школу. При обнаружении незначительных ошибок не заставляйте малыша переписывать все, это лишь утомит ребенка и приведет к новым ошибкам.
Учить ли уроки с первоклассником? Да. Важно лишь соблюдать меру и оставлять малышу возможность проявить свою самостоятельность.
Фото из архива Тамары Портновой