Раввин Иешуа Раскин: «Пусть каждый сделает на одно хорошее дело больше»
3 апреля во всем мире евреи отметили Песах (Пасха) - праздник освобождения своего народа из египетского рабства.
Для того чтобы помочь ульяновской общине в его проведении, из Израиля приехал один из самых известных русскоговорящих раввинов - Иешуа Раскин. Воспользовавшись его приездом, портал «Главные Новости Ульяновска» расспросил гостя нашего города о традициях этого праздника.
- Еврейские праздники отличаются от праздников других народов мира?
- Главное отличие в том, что у других национальностей отсутствует связь между датой, которая справляется, и событиями того года, когда эта дата отмечается заново. У евреев, напротив, такая связь есть. Про еврейские праздники написано так: "Эти дни вспоминаются и делаются". В воздухе, в небесах, создаются те же самые предпосылки того чуда, что произошло тогда. Так, с даты Исхода из Египта прошло 3327 лет, и сейчас все традиции, сопровождающие праздник, как бы воспроизводят события, произошедшие тогда.
- Как проходит подготовка к празднику Песах?
- Один из самых ключевых моментов, важных для понимания символики и традиций праздника состоит в том, что когда еврейский народ вышел из Египта, это произошло так быстро, что тесто не успело закваситься и подняться. Для того чтобы тесто поднялось, нужно восемнадцать минут, только тогда начнется взаимодействие между водой и мукой. Иначе же, без процесса заквашивания, хлеб получается твердым и сухим. Этот хлеб из невзошедшего теста называется маца. В память о том, взятом с собой из Египта хлебе, всю пасхальную неделю принято есть мацу, отказываясь от всего, что сделано из муки с водой.
Также во время пасхальной недели принято избавляться от всего, что было заквашено в процессе производства. Такие продукты называются хамец. И евреи либо потребляют, либо продают их перед праздником. Но если частный человек может их использовать по назначению, то у крупных компаний такой возможности нет. Поэтому существует традиция продажи хамца. Все евреи города идут к раввину и заключают контракт, с помощью которого передают квасное в его собственность. А он в свою очередь продает весь хамец нееврею. Это носит символический характер, хотя с юридической точки зрения эта сделка считается действительной. В Израиле эта продажа является традиционной и покупателем хамца, как правило, выступает почетный и уважаемый человек. Проданный хамец остается в домах и на предприятиях, но помещается под замок так, чтобы его не было видно. При этом, хоть он и никуда не перемещается, принадлежит он уже покупателю. В ночь перед седером существует традиция символического поиска хамца в жилищах. В Ульяновске накануне праздника также кто-то прячет десять кусочков хамца в общине, а остальные должны их найти.
- Что главное в празднике?
- Седер - это ритуальная трапеза в честь праздника Песах. На стол выкладываются три куска мацы. На один кладут яйцо, или кость с мясом, как символ жертвенного агнца. Второй мажут хреном, в память о горьких временах Исхода. На третий кладут харосет- смесь из фруктов, орехов и специй в память о глиняном сырье, которое использовалось для изготовления кирпичей во время египетского рабства. Трапезу принято проводить облокотившись - это символизирует обретенную свободу, потому что "раб так не сядет". Также традиционно выпивается четыре бокала вина и происходит торжественное чтение молитв.
И в этот праздник Песах, пользуясь воссозданием атмосферы тех времен, мы тоже можем освободиться. Например, сейчас очень многие находятся в рабстве своих собственных желаний. Когда человек не может выбраться на свободу и заниматься тем, чем надо, подчиняясь своим каким-то животным, или иным порывам. И это рабство самое страшное, потому что оно неощутимо. И можно прожить жизнь впустую, а думать, что ты жил. И во время этого праздника нужно сосредотачиваться и думать, как можно выйти из этого рабства.
- С какой целью проводятся праздники, соблюдаются традиции? Есть ли какая-то высшая цель у еврейского народа, к которой вы стремитесь?
- Все праздники преследуют одну цель - чтобы евреи жили так, как им заповедовал жить Бог. И сейчас мы очень близки к тому, чтобы, наконец, наступило время когда "мы перекуем мечи на орала" , "будет жить волк с овцой" и произойдет все остальное, что у нас написано по этому поводу. Мы ждем мессию, чтобы он пришел и построил третий храм. При этом избавитель рождался, жил и умирал в каждом поколении, но поколения были недостойны избавления. Чтобы поколение было достойно, нужно, чтобы каждый сделал на одно плохое дело меньше и на одно хорошее дело больше.
- Как община появилась в городе Ульяновске?
- Большинство существующих на территории России общин были созданы благодаря знаменитому Любавическому Ребе. Это именно он так нас воспитал - не жить для себя, а приехать в место, где ничего нет, поднять синагогу, сплотить вокруг себя еврейский народ и помогать ему жить по-еврейски. В мире сейчас пять тысяч эмиссаров, которые разбросаны по городам именно с этой целью. Один из них находится в Ульяновске - это раввин Йозеф Марозов, приехавший из Нью-Йорка более восьми лет назад. Сейчас община занимается очень широким спектром мероприятий - организован детский сад, воскресная школа, молодежные клубы, институт изучения иудаизма и многое другое. Так же община помогает малоимущим семьям с продуктами и одеждой и проводит множество других мероприятий. В апреле общине исполняется двадцать пять лет.
В конце беседы гость нашего города Иешуа Раскин и ульяновский раввин Йозеф Марозов поздравили всех евреев с великим праздником Песах. Также пожелали, чтобы каждый еврей города хоть раз пришел в синагогу, чтобы познакомиться с традициями своего народа, совершить совместную молитву, или просто пообщаться. Община находится по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, 105.
Никита Бурлаков,
фото из архива общины