Сегодня дети предпочитают простым игрушкам электронные
Не каждый ребенок сегодня умеет ловить мяч, но все без исключения – истинные ценители чудес современной электроники и техники.
Покупать или не покупать детям модные устройства, которых они требуют все чаще и больше? Сегодняшним детям не нужны девайсы "как у мамы, только лучше" или "как у папы, только лучше", им нужны ровным счетом такие же. Электронные устройства становятся статусной вещью даже среди учеников младших классов. К сожалению. Или к счастью? Как бы то ни было, все это говорит о том, что сегодняшние дети очень рано взрослеют. Должны ли родители и школа запрещать носить все эти богатства с собой в школу?
Начинается все, как правило, с простого: поющие плюшевые зайчики и мишки, потом говорящие куклы, радиоуправляемые машинки, вертолеты, катера, реагирующие на движение и прикосновение собаки, кошки, попугаи, пингвины-роботы с десятками датчиков, плюшевые мишки со встроенными флэш-плеерами, игровые приставки... Ближе к первому классу - личный мобильный телефон. Уже ко второму классу у современного ребенка появляется уверенное желание иметь личный планшетный ПК, который с легкой руки заказывается Деду Морозу… И никуда нам уже от этих устройств не деться. Такова жизнь: дети хотят, взрослые, по возможности, покупают.
Задавать сегодня вопрос: вредны или нет для детей электронные устройства - то же самое, что рассуждать о вреде или пользе окружающей среды. Так считают психологи, приводя в пример нож – вроде, штука полезная, а вот палец порезать – на раз-два, если пользоваться неправильно. При этом использовать телефон или компьютер для того, чтобы сложить два и три или списать на уроке, – плохо. А вот искать и использовать с помощью этих устройств необходимую информацию для самообразования – хорошо.
Психолог, заместитель директора Центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» Светлана МАКАРОВА:
- Электронные устройства уже слишком прочно вошли в нашу жизнь, и мы не можем с этим не считаться. Другой вопрос, что любое устройство может быть и полезно, и вредно. Что волнует взрослых в вопросе: давать или не давать электронику ребенку с собой в школу? Во-первых, то, что ребенок может сильно отвлекаться от самого учебного процесса, у него может возникать зависимость, формироваться уход от реальности. А с другой стороны, на этих симптомах можно диагностировать у ребенка склонность к разного рода зависимостям и, кто знает, возможно, помочь избежать более серьезных проблем в будущем. Нет и не может быть одних правил для всех: все мы разные, поэтому сказать, что полностью запретить ребенку носить и пользоваться в школе электронными устройствами, было бы правильно для всех - тоже нельзя. Решайте сами, как лучше вашему малышу и вам с точки зрения воспитательной стратегии, которой вы придерживаетесь, - советует Светлана Макарова.
В отношении пользы телефонов/компьютеров/приставок/планшетов существуют два полярных мнения – помогают развиваться и мешают развиваться. Истина же, как обычно, где-то посередине. Сегодня на вопрос: «Ну зачем тебе планшет?» - восьмилетний ребенок отвечает так:
- Играть в игры, делать мультики, фотографировать, снимать видео, слушать музыку, закачивать картинки, обрабатывать их в редакторе и делиться ими с друзьями через Bluetooth.
Так и говорят. Без преувеличения.
Переход всего учебного процесса и учебной литературы в формат планшетного ПК был бы не так уж плох. Этого не отрицают даже специалисты-гигиенисты. Если сравнить вес портфеля ученика 1-4 класса и вес планшета, преимущество не на стороне учебников в их классическом бумажном варианте. Спина и позвоночник, по крайней мере, не страдали бы от неимоверного веса школьного «скарба», если бы все учебники заменили одним планшетным ПК.
Сотрудник отделения гигиены воспитания и обучения детей и подростков управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Татьяна Савинова (имя изменено п опросьбе автора):
- Вес портфеля вместе с учебниками определен нормами САНПИН 2.4.2.2821-10, согласно которым, портфель ученика должен весить не больше 700 граммов, иметь удобные широкие лямки. Вес комплекта учебников и тетрадей тоже не должен превышать определенные нормы: для учеников 1-2 класса, например, он не должен превышать 1,5 кг, для 3-4 класса – 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг. Мы все знаем, что одними учебниками поклажа школьника не обходится, потому что приходится носить с собой периодически форму на физкультуру, ритмику, принадлежности для рисования и труда. С точки зрения тяжестей, которые приходится носить ребенку ежедневно, то перевод всей учебной литературы в электронный вид приобретает массу преимуществ. Но и к электронному носителю в таком случае будут выдвигаться требования на основании характеристик и их способности причинить здоровью ребенка вред. Так что это палка о двух концах.
Школьные психологи, как правило, в рамках родительских собраний напоминают родителям о допустимом времени, которое их дети могут проводить у монитора телевизора, компьютера и за игровой приставкой. Для учеников начальной школы допустимое время – один час с разбивкой по полчаса. Это рекомендации. Дальше - уже дело родителей. Запретить ребенку носить дорогие гаджеты, чтобы не выделяться, можно, если у родителей получится объяснить ребенку, почему так должно быть, и если сам ребенок поймет и примет эти условия.
Часто дети вынужденно соглашаются с доводами родителей, а внутренне чувствуют протест, который может вылиться потом во что-то другое. Так что, по мнению психологов, нужно четко понимать, какую воспитательную задачу родители решают с помощью запретов и достигают ли они своих целей на практике.
Запретить детям носить в школу электронные девайсы может устав самой школы, в котором отдельным пунктом должен быть прописан соответствующий запрет. Психологи утверждают, что если в классе благополучная обстановка, то не имеет значения, приносит или не приносит кто-то из детей «навороченные» телефоны, планшетники и приставки. Если в классе есть тенденция к делению по группам, то оно может формироваться и по другим материальным признакам: какой фирмы пенал, канцтовары, одежда и так далее. Это только повод, по которому можно разделиться, а не причина.
Так что родителям определять, насколько гаджеты вписываются в концепцию воспитания собственных детей.
Фото автора