«За проезд оплотим», или Почем в Ульяновске работа водителя трамвая
Здесь важно все: от красного вагона и оранжевой жилетки до огромного стажа и небольшого похмелья.
Обывателю, ежедневно ждущему трамвай на остановке, со стороны картина видится примерно так: работа у водителей непыльная («сиди себе да на педальки жми»), а они еще и «специально» опаздывают, ходят редко. «И за что только им деньги платят!» - воскликнет иной ревнитель.
Между тем, как выяснили «Главные новости Ульяновска», водить трамвай в нашем славном городе – удовольствие не из разряда райских. В том числе и в аспекте заработка. Об этом мы и поговорили с Александром, вагоновожатым с почти 30-летним стажем.
Тарифы
Во-первых, сразу же следует отметить, что никакого твердого оклада у водителей нет, они «сидят» на тарифе (как потопаешь – так и полопаешь).
Но и здесь картина неоднородна. Величина зарплаты зависит от множества факторов. Стаж, опыт, классность, возможность подработок, а равно и от штрафов, от которых, по большому счету, никто не застрахован.
- Если ты работаешь на старой модели «Татра-3» производства ЧССР (красненькие развалюхи, - ред.), то тариф один (минимальный). А если на новом KTM, то это уже совсем другая «песня». Да, на «чехе» ездить дешевле, но ведь все через это прошли, - говорит Саша.
А вообще, в обычный (не праздничный или выходной) день тариф составляет 38 рублей в час. На эти 38 рублей накручиваются доплаты. Прежде всего, это 20% к тарифу за сменность - это когда ты одну неделю в первую смену ездишь, а следующую – уже во вторую. Кстати, основных графиков работы два: 4/1 (скользящий) и 5/2 (разрывной). По первому графику ты как раз работаешь по сменам. А вот второй – разрывной – это, к примеру, 3-4 часа утром и 3-4 часа днем; но в этом случае надбавка к тарифу «распухает» до 30%.
- Однако лично для меня разрывной график напоминает одну известную шоферскую болезнь, - продолжает наш собеседник. - Тут хоть и суббота с воскресеньем выходные, и процент доплаты больше, но сам график – некомфортный. Но работать на разрыв все же приходится. Причины? Банально могут и попросить выйти, потому что ведь все мы живые люди - кто-то, скажем, ушел в отпуск, кто-то – на больничный. Либо ты выходишь по собственному желанию – ради лишней копеечки. В этом случае обращаешься к начальнику маршрута или к заму начальника депо по эксплуатации подвижного состава: так, мол, и так, уважаемый, хотелось бы выйти поработать.
Бонусы
Выяснили мы у Александра и о том, как трамвайщику подработать дополнительно. И вот что он ответил:
- Допустим, я могу в свой выходной день выйти и отработать смену. Здесь уже тариф поинтереснее - 159 рублей в час. Правда, с этой суммы не начисляется премия. Но и при взысканиях она не учитывается. И если – ни дай бог! – тебя лишили премии, то эта шабашка останется нетронутой.
Также доплачивают за классность. За 3-й класс ничего не платят, за 2-й класс доплачивают 10% к тарифу, за 1-й – 25% (у Александра, естественно, давно уже – первый). Таким образом, повышать квалификацию очень даже выгодно. Доплачивают и за стаж, и за «ночные»: это когда работаешь с 22.00 до 6.00. Ночью трамваи, конечно, не ездят. Но если, допустим, смена твоя начинается в 4 утра, а заканчивается в 11 вечера, то нетрудно посчитать, что три часа уходят в ночную оплату. А это - плюс 20% к тарифу.
Все вышеперечисленное суммируется – плата по тарифу плюс доплаты – и от этой суммы начисляется премия в размере 50 процентов, в абсолютных цифрах это что-то порядка 6000 рублей.
- Вот представьте, что вы молодой водитель, без стажа, на старом вагоне: вы будете получать на руки где-то 14500 – 15000 руб. Ну а первоклассный водитель на новом вагоне, да еще и с подработкой, – этак и до 25 можно наскрести, - подытоживает Саша.
Штрафы
Надо сказать, не все взыскания носят «шкурный» характер. Иные нарушения наказываются не рублем, а скорее морально:
- Расчетное время прохождения – час пятнадцать (оборотный рейс, таким образом – 2 часа 30 минут), то есть в один конец – час пятнадцать, - поясняет Александр. - За нарушение графика не оштрафуют. Но забракуют рейс. Это, так сказать, моральная клякса к твоему профессиональному реноме и бюрократическая строка в диспетчерской статистике. Причем здесь лучше опоздать, нежели опередить график. Потому что если отставание вполне объясняется объективными причинами (большой пассажиропоток, пробки и т.д.), то опережение графика – это однозначно вина водителя, ибо – превышение скорости.
А вот материально наказать могут много за что.
Уволить с первого раза, может, и не уволят, уточняет наш визави, - ну, оштрафуют, внушение сделают. Почему? Потому что в настоящий момент в наших депо катастрофически не хватает водителей и кондукторов. Поэтому и ограничивается выход трамваев на линию, а мы мерзнем на остановках.
Теперь подробный расклад. Персональной премии (та самая – в 3600 рублей, о которой говорилось выше) могут лишить за серьезные «косяки»: та же пьянка (или похмельное состояние), те же прогулы, здесь же - проезд на красный свет, нарушение правил железнодорожного переезда, а также… болезнь:
- Уйдешь на больничный – не будет баланса часов за месяц, а, следовательно, и премии, - грустно разводит руками первоклассный водитель, - вот и приходится порой работать, мягко говоря, не в форме чемпиона.
Обычной премии также могут лишить. Всю-то, конечно, не снимут, разве что за самое-самое (см. выпить-прогулять). А вот половину премии можно легко потерять, если во время движения болтаешь по сотовому или разговариваешь с пассажирами или кондуктором.
Далее. 15 до 20 процентов премии можно потерять, если нет на твоей рабочей груди бейджика, или, скажем, вышел ты на конечной станции поезд осмотреть, не закрыв двери, не выключив управление и не облачившись в униформу – легендарный оранжевый жилет.
- Кстати, сейчас по вагонам ходят новые контролеры, а «новизна» их заключается в том, что проверяют они не только билеты у пассажиров – они параллельно «секут» за водителями и кондукторами, и, если что – пишут начальству «телеги», так что ухо нам держать надобно востро, а нос по ветру, - венчает Александр наш невеселый диалог о производственных взысканиях.
Траты
Так хватает ли на жизнь водителю ульяновского трамвая его зарплаты? Сколько он, в итоге, имеет чистыми, и что от них остается после покупки еды, уплаты налогов и прочих издержек?
- Квартплата у меня выражается суммой около пяти тысяч, - подсчитывает наш вагоновожатый. – Слава богу, я зарекся связываться со всякого рода кредитами. Последний такой случай был в 2008 году. Я взял кредит на телевизор. Он стоил 15 тысяч, а заплатил я 23. Подумал: нет, больше никаких кредитов.
Так что на жизнь Александру хватает, как говорит он сам:
- У меня запредельных желаний нет, я живу по средствам. Тем более что и жена, и сын работают и также приносят доход в семью. Конечно, хотелось бы больше. Я сейчас даже не о том говорю, чтобы делать сбережения. Какое там!
Занимать я не занимаю, но и «хвостика» от зарплаты обычно не остается. Это при том, что я не пью коньяк "Метакса" и не заедаю его хамонами-пармезанами-фуаграми. Что до остальных трат, то у меня нет увлечений, требующих особых материальных вложений. Сотовый тариф я выбрал самый дешевый (рублей 200 в месяц хватает), на питание уходит в среднем тысяч десять. ТВ и Интернет обходятся в 500 рублей в месяц. Кроме того, у нас возможно получать материальную помощь от предприятия (10000 рублей). А вот тариф нам последний раз поднимали в августе прошлого года.
- То есть три года зарплату не повышали. Не думаю, что что-то изменится в ближайшее время.
А на посошок наш собеседник произнес эмоциональную, но крайне существенную тираду:
- Я поведал обо всем со своей колокольни, так сказать. Но, во-первых, у меня стаж, опыт, знания. Между тем у нас работает немало новичков, а также людей, у которых несколько детей и столько же кредитов. Вот они-то – с их пятнадцатью тысячами – вряд ли смогут выкроить деньги для поездки семьей в Сочи. Им реально сложно, они хватаются за любую шабашку, разве что в вагонах не ночуют.
Инфографика Татьяны Шановой